В мире ислама существует два основных направления - суннизм и шиизм. Эти две ветви разделили между собой мусульман на уровне убеждений и в аспектах культурных традиций, политических взглядов и социальных обрядов. Существуют также различия в церемониях похорон, где каждая группа следует своим строгим регламентам.
Суннитские и шиитские обряды похорон имеют много общего, ведь оба ритуала основаны на коранических предписаниях и Хадисах Пророка Мухаммада. Однако есть определенные отличительные черты, о которых стоит упомянуть.
Процедура омовения
Сунниты составляют большинство мусульманского сообщества, и именно поэтому их погребальные ритуалы часто рассматриваются как стандартные. Суннизм утверждает особую важность следования традициям Пророка (сунне), которые они стремятся отражать в своих поступках. После кончины человека его тело подлежит омовению – это процесс называется “гусль”. Умершего обязательно омывают три раза перед тем, как его завернут в простые белые льняные покровы - кафан. Важной чертой суннитского заупокойного ритуала является стремление к простоте: избегание излишеств или показного выражения грусти.
На шиитских похоронах процедура очистки также неотъемлемая часть церемонии, однако здесь есть своя специфика: к примеру, иногда используют древесное щепоть (камфору) для умащения тел после гусля. В дополнение к этому, шииты придают большое значение символике мученичества Имама Хусейна на Кербеле, что может проявляться в более выразительном проявлении скорби и печали на похоронах.
Захоронение
В традициях суннитов, всей семье разрешается сопровождать усопшего до его последнего пристанища, в то время как в шиизме, это разрешено делать лишь мужчинам. Женщинам у шиитов разрешено идти до кладбища, но они должны формировать отдельную группу и останавливаются у входа на кладбище. Гроб для мусульманина, или табут, в шиитской практике обычно закрывается тканью: черного цвета для пожилого человека и красной - для молодого. В процессе переноса гроб кратковременно опускают на землю трижды, после чего из него извлекается тело умершего и помещается в могилу напрямую. Шииты делают не очень глубокие могилы: на уровне пояса для мужчин и чуть более глубокие для женщин.При самом захоронении заготавливают могилу таким образом чтобы лицо покойного было направленно к Мекке. В суннизме принято опускать покойного в могилу вперёд ногами, в шиизме - вперёд головой. Существуют также заключительные словесные обряды над могилой - для суннитов это чтение “Талькин”, а для шиитов может проводиться чествование Имамов.
Могила укрепляется при помощи камней и деревянных брусков, покрывается слоем сена и засыпается землей. Первую горсть почвы насыпает сын или брат усопшего. Затем мулла семь раз произносит молитву, а присутствующие окропляют место захоронения святой водой и выкладывают плоские камни. Это означает окончание похоронной церемонии. Шиитские захоронения обычно не отличаются большой высотой; шариат указывает, что они должны быть не выше четырех пальцев. Через полгода или год на могиле разрешается установить скромный памятник, обычно это стела прямоугольной формы с именем умершего и отрывками из священного текста.
Резюмируя можно сказать, что хоть основания упокойных обрядов для двух основных направлений ислама имеют одинаковую кораническую базу - различия все же присутствуют.
Именно эти нюансы помогают сохранить богатое разнообразие культурной практики в рамках всего большого сообщества верующих.